Только ленивый не знает, что криминальная драма Стивена Найта основана на событиях, произошедших в английском городе Бирмингеме с одноименной бандой «Острые козырьки». Но правда в том, что между вымыслом и реальностью пролегла пропасть.
Хронология семьи Шелби, возглавляемой Томми, начинается в двадцатые годы. Он расчетлив, амбициозен, мужественен. Ветеран войны готов убивать противников для «расчистки» поля деятельности от конкурентов. Либо – если мстит за своих. Стильный главарь олицетворяет внешний вид и идейные убеждения банды. Он мотивирован параноидальными военными кошмарами и – позже – видениями погибшей жены Грейс.
По правде, «Острые козырьки» орудовали во второй половине девятнадцатого века: задолго до войны. То есть, паранойя, связанная с посттравматическим синдромом, сразу отпадает. На закате викторианской эпохи в провинциальной Англии правила бал нищета. Итогом экономической регрессии стала преступная субкультура. Молодые люди крутили рулетки, делали ставки на скачках, грабили, чтобы выжить.
Ученая Барбара Вайнберг утверждает, что предпосылки к зарождению банд стоит искать в 1870-х. Разочарованная молодежь, невзлюбившая ирландцев, злилась на бездействующие власти, делила сферы влияния и районы города. Это вылилось в бандитские войны. К 1890-м годам группировка «Острые козырьки» выработала собственный стиль. Это фетровые шляпы в форме котелка, заостренные и стянутые к переносице. Местные пугались при виде грабителей, хотя некоторые жители считали, что фасон головного убора мешает преступникам оценивать обстановку.
Правда о бандитах состоит в том, что это были рабочие парни из низшего сословия, не состоявшие в родстве. В группировку входили мелкие шайки. У них не имелось взглядов, влекущих вендетту, или закона «омерты», как у выходцев с Сицилии. Современники называли бирмингемских молодчиков отбросами из трущоб. Так что ни о каком элегантном чувстве стиля речи не идет – в отличие от щеголей Шелби.
Настоящие головорезы вели криминальный образ жизни по необходимости, чтобы добыть пропитание, делать ставки, кутить. Они не строили планов по захвату территорий и обретению власти. Позже шайки «рассосались». У юношей появились новые занятия: спорт, кинематограф, легальные способы заработка.
Получается, что правды в сериале мало. Разве что место действия и название преступного клана. Однако, чтобы стать аутентичным, шоу прибегло к хитростям. Например, во втором сезоне драмы мельком появляется Чарли Чаплин. Это, правда, имеет смысл: родственники звезды немого кино жили в Бирмингеме, бабушка, мать отца, была цыганкой.
Некоторые противники Шелби – тоже исторические личности. Билли Кимбер возглавлял клан «Бирмингемские парни». Чарльз «Дарби» Сабини контролировал скачки в Лондоне. Эти гангстеры враждовали, оба фигурируют в сюжете. Черчилль и Мосли – видные политические персоны. Однако сам Томми – вымышленный персонаж, окруженный флером трагичности и романтизма.
Спасибо за статью! Интересно было узнать!